Семинар-практикум «Организация коллективно-творческого дела»:
«Подростковый клуб будущего»
Цель: смоделировать процесс организации КТД внутри подросткового клуба по месту жительства.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, потому что именно они способствуют развитию здоровой личности ребёнка, формируют у него активную жизненную позицию. В современном мире человеку необходимо быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества, но и умение работать в команде также является не маловажным.
Ребята, которые каждый день приходят в подростковый клуб по месту жительства способны быть инициативными, активными, могут проявлять себя, например, в творчестве, спорте, активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях. Но чаще всего они выбирают позицию пассивного слушателя, или, в лучшем случае, просто выполняют поручения педагога.
На сегодняшний день, в подростковой среде очень остро стоит проблема “публичного одиночества”, когда дети и подростки в присутствии других чувствуют себя изолированными и одинокими. Эта проблема вызвана рядом причин: семейными проблемами, социальным дискомфортом, материальным неравенством и т.д. Как следствие, всё это порождает не самые лучшие чувства и эмоции – замешательство, недоверие, бессилие.
Важную роль в формировании подрастающего поколения играет детский коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой формируются способности личности. А чтобы организовать определенный образ жизнедеятельности детского коллектива, надо подходить к процессу творчески. Работа может быть коллективной и творческой, только если она строится, осуществляется и анализируется самими участниками деятельности, т.е. когда воспитанники могут с полным основанием сказать: «Сами планируем! Сами действуем! Сами анализируем!»
Опыт, приобретенный детьми и подростками при специально создаваемых условиях в коллективе (в нашем случае этот коллектив — подростковый клуб), оказывает противодействие отчуждению, помогая решению проблем, возникающих как в процессе учёбы, так и при общении со сверстниками. В поддерживающей и контролируемой обстановке подросток может обучаться новым умениям, примерять на себя новые роли, чувствовать себя нужным. Поэтому, технология КТД остаётся актуальной и востребованной.
В последнее время в педагогике все чаще встречается слово «технология». Термин «технология» происходит от греческого и дословно обозначает науку о мастерстве. Он пришел в педагогику из технических наук. Технология предусматривает строгую последовательность в действиях. Структура многих воспитательных дел, проводимых с определенными педагогическими задачами, может быть весьма технологична, то есть гарантировать получение определенного педагогического результата.
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Современные воспитательные технологии:
-технология проектного обучения;
-личностно-ориентированная технология;
-технология здоровьесберегающая;
-технология учебной деловой игры;
-технология развития критического мышления;
-технология КТД И.П. Иванова;
-технология проведения учебных дискуссий;
-технология создания ситуации успеха;
-шоу-технологии;
-ситуативные технологии.
Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания.
Технология КТД – это эффективный метод воспитания и развития воспитанника, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Существует несколько видов КТД: трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественные, организаторские, экологические, досуговые. Каждое коллективное творческое дело может проходить по времени от нескольких минут до нескольких недель, в зависимости от целей, характера и состава участников.
Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность воспитанников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а «мы сделали, решили, сделали»).
Постулаты КТД:
– коллективное творчество;
– единое дело и добровольное участие в нём;
– свобода выбора форм деятельности;
– содружество взрослых и детей;
– развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Сегодня мы с вами постараемся смоделировать собственное КТД.
Предположим, что у нас в плане есть мероприятие «Твори, мечтай» – творческий конкурс:
-Как вы думаете, в какой форме мы проведём это мероприятие?
– Может быть это будет конкурс стихотворений? (Нет!)
– Предложите, что бы вы хотели?
Первая стадия — предварительная работа педагога.
На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:
– Какова основная идея КТД?
– В какой форме будет проходить КТД?
– Кого привлечь к участию?
– К кому обратиться за помощью?
– Когда провести стартовую беседу?
В конце данной стадии педагог и проводит стартовую беседу. Её суть заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается: Где? Что? Когда?
Вторая стадия – коллективное планирование КТД.
Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:
– Что и для кого будем делать?
– С кем вместе это будем делать?
– Кто будет участником?
– Кто и кому будет помогать?
Третья стадия – коллективная подготовка КТД.
Выход инициативной группы педагогов.
Название проекта «Сто лет тому вперёд»
Материалы (бумага, фломастеры)
Определение названий 5 номинаций (часть инициативной группы)
Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган – Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
Четвертая стадия – проведение КТД.
Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе – создание психологического комфорта.
Создание проектов
Защита проектов
Пятая стадия – подведение итогов КТД.
Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.
Для подведения итогов сегодняшнего КТД мы решили воспользоваться методикой А.Ф. Фидпера, которая направлена на оценку психологической атмосферы в коллективе. В таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Вашем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
1. Дружелюбие | * | Враждебность | |||||||
2. Согласие | * | Несогласие | |||||||
3. Удовлетворенность | * | Неудовлетворенность | |||||||
4. Продуктивность | * | Непродуктивность | |||||||
5. Теплота | * | Холодность | |||||||
6. Сотрудничество | * | Несогласованность | |||||||
7. Взаимоподдержка | * | Недоброжелательность | |||||||
8. Увлеченность | * | Равнодушие | |||||||
9. Занимательность | * | Скука | |||||||
10. Успешность | * | Безуспешность |
Шестая стадия – последействие.
На этой стадии в исходных направляющих действиях педагога непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Происходит обобщение полученного опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.
Предложение открыть в клубе творческую мастерскую, может быть кто-то из ребят подготовит мастер-классы по оформлению клуба к мероприятию и изготовлению призов.
Обязательные условия проведения КТД:
- Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД.
- Нельзя допускать изменение позиции, роли, которая заранее определена взрослому.
- Необходимо опираться на свой прошлый опыт, а также знания ребят.
- Настоящие КТД — это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы; отношения участников строятся на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
Коллективная творческая деятельность (КТД) является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяет создать в детских коллективах широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать в команде, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
КТД позволяют каждому проявлять и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношениях, совершенствоваться нравственно и духовно.